Черный квадрат. Новые метафоры

Лидия Колышницына
(фото автора)


        С 21 по 25 мая в ЦДХ прошла 4-я Московская Биеннале архитектуры и XIX Международная выставка «АРХ Москва».

        Главным принципом строительства жилых территорий объявлен квартал.

        Как неоднократно высказывался главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, подобная застройка призвана создать комфортную среду для горожанина. Привычные спальные микрорайоны с их открытыми нефункциональными пространствами делают человека незащищенным, не позволяют ему быть социально включенным в городскую среду, а также делают эту территорию малопроницаемой - так большинство архитекторов определяют недостатки современного градостроительства, полученные в наследство от советского прошлого.





        Квартал же, напротив, создает частное пространство для жителей, упрощает транспортные связи, а улица становится общественной территорией. Одним из примеров такой схемы считается Одесса.

        Все это, казалось бы, демонстрирует готовность перехода из индустриальной эпохи с ее пониманием человека как трудовой единицы, принадлежащей обществу, к эпохе постиндустриальной, серьезно переосмысливающей эти принципы.

        Но не игра ли это с самими собой? Так провокационно прозвучал проект-антиутопия Madetogether, выставленный на той же биеналле.



        В основе метафоры лежит главный манифест индустриальной эпохи – «Черный квадрат» Малевича.



        Авторы опасаются, что квартальная застройка, несмотря на лежащие в ее основе воодушевляющие принципы, положит конец архитектуре, сделав ее максимально типовой, как и «Черный квадрат», растиражированный лишь как форма, утратил свои когда-то глубочайшие философские смыслы.



        То, как мы справимся с задачей квартальной застройки, покажет, в какой эпохе мы на самом деле. Форма или суть станет ведущим принципом? А «Черный квадрат» в очередной раз доказал способность вбирать в себя бесконечное количество смыслов.