Уроки одной судьбы

В.Цоффка,
историк-краевед

        Долгие десятилетия имя широко известного и признаваемого во всем мире художника, теоретика искусства, архитектора, педагога Казимира Севериновича Малевича (1878 – 1935 гг.) было предано забвению в Советском Союзе. Большинство людей не слыхало о таком художнике, люди же, знающие и любящие Малевича и его творчество, вынуждены были молчать: даже робкое упоминание его имени грозило нешуточными неприятностями… Никто не хотел рисковать. Публикации о Малевиче в прессе были невозможны. И только с началом перестройки медленно, осторожно, но неуклонно стало выплывать из забвения имя художника-новатора, предвосхитившего многие направления развития современного искусства и архитектуры. Данная статья знакомит с историей возрождения интереса к Малевичу в поселке Немчиновка Одинцовского района Московской области, где он долгие годы жил, творил, отдыхал и был похоронен.

Автор статьи В.В.Цоффка на своем садовом участке

Автор статьи В.В.Цоффка на своем садовом участке

        Еще с дореволюционных лет жизнь и творческая деятельность Малевича были связаны с ближним Подмосковьем: Кунцевом и Немчиновкой. Наряду с Барвихой эти места славились своей живописностью и всегда казались лучшими в Подмосковье как по историческим воспоминаниям, так и по многочисленным памятникам старины. Не случайно, наверное, селилась здесь на лето художественная и техническая интеллигенция, жили железнодорожники, обзаводились имениями купцы и даже люди из царского окружения.

        Немчиновка, пристанционный поселок при платформе “Немчинов-пост”, была основана московскими негоциантами Михаилом Ардалионовичем и Степаном Ардалионовичем Немчиновыми, имевшими в этих местах кирпичные заводы. Произошло это благодаря постройке Московско-Брестской железной дороги, открытие которой состоялось 20 сентября 1870 года.
        В Немчиновке находилась дача Михаила Фердинандовича Рафаловича, работавшего надзирателем в больнице для душевнобольных. Одна из дочерей Михаила Фердинандовича, Софья Михайловна, впоследствии известная детская писательница, стала женой К.С.Малевича. Сближение их относится к 1909 – 1910 гг. Сначала Малевичи жили в Кунцево на даче Мартынова (дом №9), потом на даче Баринга (дом №7). Осенью 1917 года они переехали в Немчиновку. До сих пор в Немчиновке сохранились, по крайней мере, три дома, где останавливался, жил, куда приезжал Малевич. Это так называемый “Дом инженера Зубрицкого” (Советский проспект, д. 34) и два дома по Бородинской улице (№№ 18 и 10). С 1919 по 1922 гг. Малевич работает в Художественно-декоративном училище в Витебске, организует там общество “Уновис” (“Утвердители нового искусства”), куда входят студенты из его мастерской и мастерской Якарсона. Когда в 1920 году в Витебске рождается дочь художника, то он дает ей имя “Уна” 1 (от “Уновиса”).

        В 1925 г. от туберкулеза умирает жена Малевича, Софья Михайловна. Дочь Уна воспитывается бабушкой Марией Сергеевной Рафалович в Немчиновке, куда почти каждое лето наезжает Казимир Северинович.
        Лето 1933 г. Малевич проводит со своей новой женой, Натальей Андреевной, в Немчиновке, в доме по Бородинской улице, д. 10, где проживали родственники его второй жены. Именно здесь проявились первые приступы его тяжелой болезни. 15 мая 1935 г. он умирает в Ленинграде, в своей квартире на улице Союза Связи. Тело его перевозят в Москву, подвергают кремации. 21 мая, согласно высказанному Малевичем перед смертью желанию, происходит захоронение урны с его прахом в Немчиновке. На могиле поставили сколоченный из сосновых досок куб, а на доске, прибитой к дубу, сделали надпись: “Здесь погребен прах великого художника К.С.Малевича (1878 – 1935)”. Деревянный куб, по воспоминаниям Н.И.Харджиева, со временем предполагалось заменить супрематическим памятником работы ближайшего ученика и соратника мастера Николая Михайловича Суетина. По свидетельству художника К.И.Рождественского, это и было сделано.

        С тех пор прошло много лет. Время стерло с лица земли куб, на одной из сторон которого был написан черный квадрат, исчез и дуб, сгоревший от молнии.

        Имя художника долгое время оставалось забытым (в нашей стране, но не в мире) до тех пор, пока К.Симонов в 1975 году не поместил в №12 за 1975 год журнала “Наука и жизнь” своей статьи “Ввиду заслуг перед искусством”.
        В 1981 г. на старом кладбище в селе Ромашково, в общей семейной ограде Рафаловичей, была установлена плита, символически отметившая захоронение праха Малевича. С тех пор сюда постепенно потянулись группы экскурсантов, туристов, почитателей таланта Малевича, гостей из-за рубежа… Имя Малевича все прочнее стало срастаться с Немчиновкой.

        Вторым человеком, кто вспомнил о Малевиче, увидев на письме обратный адрес “Немчиновка”, был академик Д.С.Лихачев. Его импульса оказалось достаточно, чтобы привести в движение местные власти, районную газету, мобилизовать москвичей и немчиновцев на восстановление памяти художника, жившего в Немчиновке… Приятно сознавать, что скромное участие в возрождении интереса к Малевичу принял и автор данной статьи. А произошло это так.
        В 1982 г. в ленинградском издательстве “Наука” вышла необычная для филолога книга академика Д.С.Лихачева “Поэзия садов”. Автор этой статьи (цветовод-любитель и тоже филолог) позволил себе отправить краткий отзыв на эту книгу самому Дмитрию Сергеевичу и кое в чем с ним не согласиться… Прошло два года. Неожиданно пришло его ответное письмо, завязалась переписка, и в одном из писем (от 20 августа 1984 г.) Дмитрия Сергеевича неожиданно появилось имя К.С.Малевича:
        “Пользуюсь случаем спросить Вас: не знаете ли, где могила Казимира Севериновича Малевича? Он завещал похоронить себя в любимой им Немчиновке под дубом, но колхоз распахал поле, срубив дуб, и сравнял могилу с землей. Я не только ценю этого всемирно известного художника, но давно знаком с его вдовой2, живущей на грошовую пенсию в Ленинграде (она была корректором в Ленинградском отделении издательства “Наука”)”.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев

Академик Д.С.Лихачев

        Почти в каждом последующем письме Дмитрия Сергеевича – взволнованные строки о Малевиче: “Жена К.Симонова издала о нем роскошную монографию в ФРГ3. Две его выставки в Дюссельдорфе и Мюнхене пользовались феноменальным успехом. Музей Амстердама гордится большим собранием его картин (в основном, из остатков выставки, которую он возил в 20-х гг. по Европе и не успел привезти назад). Малевич – Пикассо. Но у нас мракобесы считают его чуть ли не обманщиком… Его вдова, Наталья Андреевна Малевич, подарила4 все собрание картин Малевича Русскому музею… Малевичи ездили из Петрограда-Ленинграда на дачу в Немчиновку. Умирал от рака и, сознавая надвигающуюся смерть, он завещал себя похоронить в Немчиновке под дубом” (из письма от 15 сентября 1984 г.).
        “… Очень радуюсь Вашей идее поставить памятник где-то в районе могилы К.С.Малевича” (из письма от 10 августа 1987 г.).

        Став обладателем драгоценных писем со столь авторитетным мнением о Малевиче, я решил обратиться в районную газету “Новые рубежи” (г. Одинцово Московской области), редактором которой в то время был Ю.В.Егоров, чтобы привлечь внимание местной общественности к личности К.С.Малевича. Письмо было послано в августе 1984 г. и долго оставалось без ответа: зная отношение к Малевичу, редакция не сразу решилась на ответ. Только в феврале 1985 г. она откликнулась, прислав в Немчиновку корреспондента. С этого момента газета “Новые рубежи” своими публикациями активно стала готовить общественное мнение и своих читателей к новому восприятию художника и тем самым способствовать увековечиванию памяти Малевича в Немчиновке.
        В первой корреспонденции из Немчиновки сотрудника газеты С.В.Фомина под заголовком “На станции без остановки”5, напечатанной под рубрикой “У карты Одинцовского района” 21 марта 1985 г., рассказывалось о художнике, который не только жил, но и был похоронен в Немчиновке.
        На статью пришли многочисленные отклики со всех концов страны и даже из-за рубежа. Они были опубликованы в газете 18 июня 1985 г.
        В связи с 90-летием со дня основания Немчиновки в газете появляется (в двух номерах – от 11 и 13 августа 1986 г.) статья “Рожденная железной дорогой” местного краеведа6 с упоминанием имени К.Малевича и его фотографией, сделанной в Немчиновке в 1933 г. На статью последовал отзыв искусствоведа А.А.Шумова в редакцию газеты, в котором он писал, в частности: “Приятно сознавать, что именно в “Новых рубежах” появился большой материал о К.С.Малевиче в сложные годы, когда даже шорох листьев вызывал одергивания и возражения со стороны рьяных администраторов по искусству. Этот материал появился впервые после статьи К.Симонова… В настоящее время любой, самый незначительный штрих истории приобретает огромное значение. Тем более важен факт мемориальной сопричастности к жизни выдающегося художника-новатора, открывшего неизведанные горизонты эстетики и культуры. К сожалению, место захоронения К.С.Малевича в наши дни утеряно, поскольку уничтожен мемориальный знак – памятник – бетонный куб с черным квадратом. Но это место примерно известно”.
        Так местная газета, выходящая сравнительно небольшим тиражом, стала детонатором общественного мнения, выразителем настроений широкой общественности.

        В октябре 1987 г. жители Немчиновки, московские искусствоведы и художники обратились в исполком Одинцовского горсовета с просьбой восстановить могилу К.С.Малевича. 30 октября исполком горсовета вынес решение: восстановить памятный знак на месте захоронения урны с прахом художника К.С.Малевича; создать оргкомитет по подготовке и проведению юбилея; поручить оргкомитету разработать план мероприятий по подготовке и проведению юбилея; продумать возможность переименования одной из улиц Немчиновки в улицу имени К.С.Малевича.

        Комиссией по проведению юбилейных торжеств в Немчиновке 28 января 1988 г. был опубликован в газете “Новые рубежи” рассказ Сергея Эйзенштейна “Немчинов пост” с воспоминаниями о К.Малевиче. 27 февраля была открыта мемориальная доска на доме №18 по Бородинской улице в Немчиновке (автор – член правления МОСХа, художник-график В.Е.Андриенков) и выставка произведений художника в районном Доме культуры в Немчиновке. На Вечер памяти Малевича собрались как специалисты, так и люди, впервые услыхавшие фамилию художника.

        30 июля 1988 г. на западной окраине Немчиновки при большом скоплении народа торжественно был открыт Памятный Знак, посвященный К.С.Малевичу.

        Об открытии Памятного знака был извещен письмом Председатель Советского фонда культуры академик Д.С.Лихачев. В конце августа 1988 г. от Дмитрия Сергеевича был получен ответ, в котором, в частности, говорилось:
        “Ваше письмо мне доставило большую радость. К сожалению, у меня не было возможности приехать на открытие Знака, поставленного в память о К.С.Малевиче.
        Примите самые горячие поздравления, а также передайте мою глубокую признательность автору памятника В.Е.Андреенкову и всем участникам этого благородного дела…

        С уважением,
         академик Д.С.Лихачев.

        16.08.88”

 

Примечания

 

         1 Уна – Анна Казимировна Уриман – Малевич, проживавшая в г. Небит-Даге Туркменской ССР

Назад

         2 Речь идет о последней, третьей жене художника – Наталье Андреевне Малевич, жившей в Ленинграде (девичья фамилия – Манченко; родилась в 1901 г. в украинском селе Кантемировке; впервые приехала в Немчиновку вместе с К.С.Малевичем в 1927 г. Умерла в 1995 г.

Назад

         3 Shadowa Zarissa A.Malewitsch. Schirmer/Mosel, Munchen, 1982, 371 s.

Назад

         4 Дмитрий Сергеевич ошибается: вдова Н.А.Малевич не дарила картины Русскому музею. На самом деле они были куплены в 1977 г. Министерством культуры СССР у наследников – Н.Малевич, У.А.Уриман и Н.Быковой за незначительную сумму (со слов дочери художника – У.К.Уриман)

Назад

         5 “Станция без остановки” – одна из кубофутуристических картин К.С.Малевича, созданная в 1911 г. в Кунцево и хранящаяся ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Назад

         6 Автора данной статьи

Назад

На начало