Философские взгляды К.С.Малевича
на искусство и жизнь


Искусство в сущности своей беспредметно, абстрактно.
     Казимир Малевич. "Живопись".

Мы не можем победить природу, ибо человек - природа.
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

Черный квадрат - зародыш всех возможностей.
     Казимир Малевич. Из письма к М.Матюшину.

Квадрат - зародыш всех возможностей.
     Казимир Малевич. "В моем живописном опыте..."

Человек-форма такой же знак, как нота, буква.
     Казимир Малевич. "О поэзии".

Художник должен выстроить живописную систему как живое тело.
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

Природа состоит из разнообразных знаков.
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

Супрематические формы можно рассматривать и изучать как всякую планету.
     Казимир Малевич. "Супрематизм. 34 рисунка".

Три квадрата указывают путь.
     Казимир Малевич. "Супрематизм. 34 рисунка".

Картину нужно видеть и слышать.
     Казимир Малевич. "В природе существует объем и цвет..."

Цель музыки - молчание
     Одинокая запись Малевича на пустом листе.

Искусство есть тот момент достижения, который остановился, в котором пресекается всякое изменение.
Искусство недвижно, ибо совершенно.
     Казимир Малевич. "Образ и его материализация".

Всякое мое действо должно совершаться экономическим путем. Творческая мысль человека убегает от путаных, может быть, красивых узорных сплетений и украшений к простому экономическому выражению.
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

Путь Искусства шел все выше и выше и кончился только там, где уже исчезли все контуры вещей, не стало образов, не стало идейных представлений и взамен разверзлась пустыня.
     Казимир Малевич. "Супрематизм".

Если религия познала Бога, познала нуль. Если наука познала природу, познала нуль. Если искусство познало гармонию, ритм, красоту, познало нуль. Если кто-либо познал Абсолют, познал нуль.
     Казимир Малевич. "Супрематическое зеркало".

Художник освободился от всех идей, образов и представлений и проистекающих от них предметов. Такова философия супрематизма, выводящая искусство к самому себе.
Беспредметность Искусства есть Искусство чистых ощущений, это есть молоко без бутылки, живущее само по себе в своем виде, и оно не зависит от формы бутылки, которая вовсе не выражает его сути и вкусовых ощущений.
     Казимир Малевич. "Супрематизм".

Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное.
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке - себе.
     Казимир Малевич. "В моем живописном опыте..."

Религия не экономна, но имеет в виду практическую цель в будущем, в царствии небесном. Искусство не имеет ни будущего, ни прошлого, следовательно, оно вечно сегодняшнее.
     Казимир Малевич. "Экономические законы".

Черный квадрат определил экономию, которую я ввел как пятую меру искусства.
     Казимир Малевич. "Супрематизм. 34 рисунка".

Картину нельзя рассматривать только с точки цвета, ее нужно видеть и слышать.    
     Казимир Малевич. "В природе существует объем и цвет..."

Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве"

Квадрат стал элементом выражения не только ощущений живописных, но и других, например ощущений покоя, динамики, мистических и т.д.
     Казимир Малевич. "Супрематизм".

Цель всех гармонических овладеваний заключается в достижении покоя. Покой есть единственная необходимость человека, необходимость беспредметная.
Вечный покой был когда-то нарушен и мир рассыпался на различия и теперь беснуется и идет вновь к миру безразличному.
Покой есть единственная необходимость человека.
     Казимир Малевич. "В моем живописном опыте..."

Искусство опровергает разум и признает безразумное чувство - наитие, вдохновение, настроение. Но под искусством надо понимать также необходимость чего-то познавать и приводить хаос природы в гармонический порядок. Искусство не исключается из разума, целесообразности.
     Казимир Малевич. "Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса".

Создание контрастов форм образует единое согласие тела постройки.
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

Самое главное в супрематизме - два основания - энергии черного и белого.
     Казимир Малевич. "Супрематизм. 34 рисунка".

Создание контрастов форм образует единое согласие тела постройки.
<     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

Искусство не знает ни света, ни темноты, то и другое равно прекрасно, и то и другое составляют контраст, творящий красоту; нет ни белого, ни черного (...), оно, Искусство, всюду равно.
     Казимир Малевич. "Искусство".

Не должно остаться ни жизни, ни смерти, ибо эти два понятия врозь не существуют.
     Казимир Малевич. "Заметки разных лет".

Как нет в природе сознания ни зрения, ни слуха, ни ощущения, ни времени, так нет в природе и субъекта или объекта.
     Казимир Малевич. "О субъективном и объективном в искусстве или вообще".

Прошлое стремится овладеть будущим для того, чтобы поставить на новых местах старые колонки прошедшей культуры.
     Казимир Малевич. "В моем живописном опыте..."

Искусство должно отрешаться от вчерашнего.
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

Для каждой эпохи необходимо и новое искусство.
     Казимир Малевич. "О новых системах в искусстве".

Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно (...). В человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение "отрыва от шара земли".
     Казимир Малевич. Из письма к М.Матюшину.

Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов - черного, красного и белого, черный период, цветной и белый.
     Казимир Малевич. "Супрематизм. 34 рисунка".

 

Цитаты взяты из книг, статей, писем, записок К.С.Малевича.