Философские взгляды К.С.Малевича
|
Искусство в сущности своей беспредметно, абстрактно. Мы не можем победить природу, ибо человек - природа. Черный квадрат - зародыш всех возможностей. Квадрат - зародыш всех возможностей. Человек-форма такой же знак, как нота, буква. Художник должен выстроить живописную систему как живое тело. Природа состоит из разнообразных знаков. Супрематические формы можно рассматривать и изучать как всякую планету. Три квадрата указывают путь. Картину нужно видеть и слышать. Цель музыки - молчание Искусство есть тот момент достижения, который остановился, в котором пресекается всякое изменение. Всякое мое действо должно совершаться экономическим путем. Творческая мысль человека убегает от путаных, может быть, красивых узорных сплетений и украшений к простому экономическому выражению. Путь Искусства шел все выше и выше и кончился только там, где уже исчезли все контуры вещей, не стало образов, не стало идейных представлений и взамен разверзлась пустыня. Если религия познала Бога, познала нуль. Если наука познала природу, познала нуль. Если искусство познало гармонию, ритм, красоту, познало нуль. Если кто-либо познал Абсолют, познал нуль. Художник освободился от всех идей, образов и представлений и проистекающих от них предметов. Такова философия супрематизма, выводящая искусство к самому себе. Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное. В точке нечего видеть кроме точки, поэтому появляется в супрематизме точка в виде квадрата или круга, вызывающая сильнейшее негодование всего общества. Но в конце придут к точке - себе. Религия не экономна, но имеет в виду практическую цель в будущем, в царствии небесном. Искусство не имеет ни будущего, ни прошлого, следовательно, оно вечно сегодняшнее. Черный квадрат определил экономию, которую я ввел как пятую меру искусства. Картину нельзя рассматривать только с точки цвета, ее нужно видеть и слышать. Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию Квадрат стал элементом выражения не только ощущений живописных, но и других, например ощущений покоя, динамики, мистических и т.д. Цель всех гармонических овладеваний заключается в достижении покоя. Покой есть единственная необходимость человека, необходимость беспредметная. Искусство опровергает разум и признает безразумное чувство - наитие, вдохновение, настроение. Но под искусством надо понимать также необходимость чего-то познавать и приводить хаос природы в гармонический порядок. Искусство не исключается из разума, целесообразности. Создание контрастов форм образует единое согласие тела постройки. Самое главное в супрематизме - два основания - энергии черного и белого. Создание контрастов форм образует единое согласие тела постройки. Искусство не знает ни света, ни темноты, то и другое равно прекрасно, и то и другое составляют контраст, творящий красоту; нет ни белого, ни черного (...), оно, Искусство, всюду равно. Не должно остаться ни жизни, ни смерти, ибо эти два понятия врозь не существуют. Как нет в природе сознания ни зрения, ни слуха, ни ощущения, ни времени, так нет в природе и субъекта или объекта. Прошлое стремится овладеть будущим для того, чтобы поставить на новых местах старые колонки прошедшей культуры. Искусство должно отрешаться от вчерашнего. Для каждой эпохи необходимо и новое искусство. Новая моя живопись не принадлежит земле исключительно (...). В человеке, в его сознании лежит устремление к пространству, тяготение "отрыва от шара земли". Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов - черного, красного и белого, черный период, цветной и белый.
Цитаты взяты из книг, статей, писем, записок К.С.Малевича. |