Несостоявшаяся выставка
(памяти Юрия Любимова)

А.Матвеев


        Лет 7 тому назад в начале лета в офисе НП «НиМ» раздался телефонный звонок. Я поднял трубку и услышал знакомый голос Юрия Петровича Любимова. Он просил рассказать о результатах наших поисков захоронения Казимира Малевича. По тону разговора чувствовалась неподдельная заинтересованность Любимова в результатах этой работы.

        Разговор с небольшим перерывом продолжался минут 20. Юрий Петрович проявил также и знание до малоизвестных подробностей творчества Малевича, особенно периода, когда был создан «Черный квадрат». Он очень серьезно говорил о Малевиче как о сильной творческой личности. Это и понятно, т.к. их творческие и жизненные судьбы были похожи.

        Завершился разговор тем, что он пригласил меня на свой спектакль «Абереуты» и на обсуждение возможного проведения в фойе Таганки выставки, посвященной творчеству Малевича.

        К сожалению, встретиться лично нам не довелось: Любимов, когда я приехал в театр, угодил в больницу. А непреодолимая защита его здоровья, жена Каталин, не позволила даже позвонить ему по телефону. А после больницы они уехали в отпуск.

        Спектакль «Абереуты» мне чрезвычайно понравился. После него я осмотрел фойе и наметил расположение экспозиции. Правда, меня очень смутил тот факт, что для размещения работ Малевича пришлось бы демонтировать часть вывешенных в фойе портретов ведущих артистов Таганки, центральным из которых был большой портрет Владимира Высоцкого.

        Понимая всю ответственность этого шага, я пригласил многоопытного и мудрого Александра Панкина, чтобы осмотреть фойе и обсудить ситуацию. Панкин тоже почувствовал явное противоречие и, посмотрев в тот день спектакль Таганки, который он давно хотел увидеть, не поддержал идею проведения выставки, и она так и осталась нереализованной.

        Сегодня, когда Юрий Петрович скончался, очень хочется надеяться, что созданный им театр будет носить его имя, а «Красный квадрат» Казимира Малевича на логотипе театра не исчезнет из московских театральных афиш еще долгие годы.

        Это будет лучшей памятью о двух гениях русской культуры.