О выставке «Небосклон»

А.Матвеев


        12 марта 2013 г. в планетарии открылась выставка Крокин Галереи «Небосклон». Выставка развернута на 3-м уровне, глубоко под землей, но посвящена небу и космосу.

        Хотя Виталий Пацюков, открывавший ее, говорил об интересе Казимира Малевича к космосу, отсутствие ссылок на его работы, за исключением работ Александра Панкина, показалось мне несправедливым, и я сказал, что такие выставки в России надо начинать с большого портрета Казимира Малевича как художника, первым раскрывшего тему космоса. И со мной согласились. Ниже мы приводим наиболее значительные, по моему мнению, работы и снимки, передающие атмосферу выставки.

        И был еще один неприятный разговор с Аввакумовым, который вдруг заявил, что мы у него украли архитектон Малевича, и убежал вдаль. Я успел только пожелать ему здоровья, так был ошарашен неожиданным его заявлением.

        А хотелось бы спросить у него, когда он решил, что приватизировал архитектон Малевича и даже не очень симпатично поступил, сначала предлагая поставить его на помойке в Барвихе между Усовской железнодорожной веткой и Рублевкой, а затем превратил его, по случаю, в коммунальное кладбище для разборчивых японцев, судя по всему, совсем недаром.

        Надо сказать, что в России с наследием Малевича поступают, мягко говоря, бесцеремонно. То его объявляют дилетантом, хотя по его подходу к искусству, обучению многочисленных учеников и его художественному наследию видно, что он был и остается выдающимся художником.

        Малевич говорил, что художник в процессе обучения должен освоить все этапы развития художественного, а затем внести свое, новое, «прибавочный элемент», и всей своей деятельностью он подтвердил эти слова, оставив значительные работы в процессе своего обучения ремеслу, начиная с предметной живописи и заканчивая супрематизмом.

        То называют Малевича исчадием ада, а вина его в том, что он хотел жизнь в стране устроить по законам супрематизма.

        А некоторые дельцы от искусства поставили на поток изготовление фальшивых его работ и наводнили этими «фальшаками» арт-рынок.

        Наследники делают вид, что не знают завещание Малевича «Ко всем художникам мира …», а один из прямых наследников, сын Уны Казимировны, прожив неделю в Немчиновке, так и не удосужился сходить на найденное место захоронения, а на вопрос: «Не хотите ли принять участие в его обустройстве?» ответил: «Пусть этим занимается Русский музей».

        Кстати, именно Русский музей во главе с его тогдашним руководителем Василием Пушкаревым сумел сохранить в тяжелые советские времена на чердаке под видом пожарного инвентаря для России коллекцию работ Малевича, переданную после его смерти третьей женой художника Натальей Манченко. Хотя бы поэтому имя В.Пушкарева можно поставить в один ряд с именами Третьякова, Морозова, Мамонтова. То, что он сделал для русской культуры, до сих пор толком не исследовано и не оценено.

        И хочется надеяться, что имя Казимира Малевича, несмотря на все препоны и усилия некоторых людей, займет все же свое достойное место в пантеоне мировых художников, а в России будет создан, наконец, музейный комплекс, посвященный русскому классическому авангарду и его самому яркому представителю – Казимиру Малевичу.