Немчиновка:
прошлое и настоящее

А. Яновский

        О многом могли бы рассказать старые стены немчиновских дач, построенных еще в конце ХIХ - начале ХХ века: ведь в летний сезон именно в пригород перемещалась общественная жизнь всей образованной России дореволюционной поры. Из-за относительно невысокой стоимости земли в те годы владельцами дач становилась городская интеллигенция самых разных общественных слоев: инженеры, учителя, врачи, люди искусства, преуспевающие промышленники. В результате дачные поселки превращались в своеобразные культурные центры, живущие своей особой жизнью с любительскими театрами, вечерними прогулками, пикниками.
        Немчиновка, одно из живописных дачных местечек близ Москвы, основана в 1875 г. братьями М.А. и С.А. Немчиновыми, построившими здесь восемнадцать дач. Кроме самих Немчиновых, одними из первых дачников поселка стали Никитины, Лягины, Левашевы, Штильмарки, Рассказовы, Лепковские, Райши, Зубрицкие, Рафаловичи, Яновские, Арсеньевы, Форштремы.
        Из этого списка прежде всего хочется остановиться на Василии Ивановиче Никитине - заметной фигуре в немчиновском обществе. Надворный советник, получивший дворянство за заслуги в государственной деятельности, он построил в Немчиновке пять дач для своих детей и организовал «Зеленый театр», в котором играли не только местные дачники, но и выступали артисты из Москвы, в частности, В.А. Гиляровский (в пору увлечения сценической деятельностью, до того, как стал профессиональным журналистом).
        Атмосферу дачной жизни в Немчиновке начала прошлого века лучше всего передает следующий фрагмент письменных воспоминаний о своем детстве Ларисы Григорьевны Никитиной, внучки В.И. Никитина: «В дедушкином летнем театре, точнее, на площадке возле него, устраивались балы, играл духовой оркестр. В начале бала мы, внучата, там присутствовали, нам разрешалось. А потом полагалось ложиться спать. Помню, как я засыпала под звуки духового оркестра, - наверное, под звуки вальса, полагающегося в начале второго отделения вечера (бала)». Вот, оказывается, как проходили летние немчиновские вечера на заре ХХ века: спектакли, балы, духовой оркестр.
        Из громких дворянских фамилий немчиновских дачников следует упомянуть князей Вадбольских, снимавших дачу на Бородинской улице. Вскоре княжна Н.В. Вадбольская вышла замуж за одного из сыновей В.И. Никитина, Александра Васильевича, и стала постоянной жительницей Немчиновки.
        С приходом советской власти культурная жизнь в Немчиновке пресеклась, «дачевладельцы», как представители буржуазии, были поражены в правах, а их владения значительно урезаны в пользу «трудящихся». Обе основные улицы Немчиновки: Александровский и Николаевский проспекты, – были переименованы соответственно в Советский проспект и проспект Революции (так они называются и до сих пор), а просеки с литературными названиями (Тургеневский, Пушкинский и др.) получили безликие номера. В 1937 году, когда маховик сталинских репрессий вышел на полные обороты, почти все семьи первых немчиновцев заплатили кровью за свои интеллигентские корни: были арестованы и вскоре расстреляны как «враги народа» А.В. Никитин и Н.В. Никитина (Вадбольская), А.Н. Штильмарк, В.А. Лепковский, Ф.Ф. Чулков, С.Н. Яновский, П.И. Рассказов, А.Г. Райш и другие.
        Немчиновский пруд, украшение поселка, был в годы гражданской войны спущен (разрушилась плотина) и почти десятилетие находился в таком состоянии. Он был восстановлен только в 1929 г. трудами и стараниями Нины Николаевны Яновской. Будучи сама «из бывших», она тем не менее в первые годы советской власти работала в поссовете, деятельно занимаясь преобразованием жизни и быта немчиновцев: добивалась электрификации поселка, улучшения состояния дорог и, в том числе, взялась за восстановление плотины. Для самой Н.Н. Яновской эта инициатива обернулась несчастьем: в первый год своего существования пруд неожиданно «ушел» - кто-то выбил заглушку в плотине – и по абсурдной логике тех лет она была обвинена во вредительстве. Проведя в лагерях более десяти лет, она была вынуждена поселиться в Туле (в Немчиновке жить запретили), где, не найдя никакой работы (ее никуда не брали как политическую), умерла от голода в 1940 году.

Пруд в Немчиновке

Пруд в Немчиновке

        Кто из немчиновцев не знает Леманского леса? Однако о самом помещике Лемане сведения крайне скудны – годы советского безвременья стерли информацию о нем. Известно только, что его обширные поля находились на территории современного НИИ сельского хозяйства («зонального» института), и выращивались там различные фрукты и овощи. Старожилы Ромашкова вспоминают, что их родители всегда старались попасть на сезонные работы по прополке и уборке урожая к Леману: платил хорошо. Он же устроил в своем имении начальную школу для сельских детей, организовал ветлечебницу.
        Но главную память о себе этот почти легендарный человек оставил, посадив еловый лес – до сих пор удивляют прямизной его аллеи, а стволы огромных деревьев напоминают колонны строгого храма. Усиливают сходство тишина и полумрак от густой хвои. Войдешь в Леманский лес – и как будто в другой мир попал, мысли получают совсем иное направление, невольно задумываешься о вечном.
        Коротка, но полна драматизма история немчиновской церкви: появившись в грозном 1919 году, она сумела продержаться 15 лет, подвергаясь постоянным нападкам властей. Располагался немчиновский храм Рождества Христова около станции, в большом частном доме. На крыше был достроен купол, а рядом возведена небольшая звонница. С судьбой немчиновской церкви тесно связана судьба ее диакона, отца Елисея. До революции житель Немчиновки Елисей Федорович Штольдер был скромным бухгалтером, но в ответ на гонения, обрушившиеся на Русскую Православную Церковь после 1917 года, стал священнослужителем. Именно он и был главным защитником храма перед лицом властей, стремящихся как можно скорее закрыть его. В 1934 году, несмотря на сопротивление прихожан и отца Елисея, церковь все же была закрыта и превращена в клуб, а сам Елисей Федорович был расстрелян в 1937 году как «убежденный церковник», ведущий контрреволюционную агитацию. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских. Русь! Почему даешь убивать лучших своих?
        Немчиновка также известна как любимое место художника К.С. Малевича. Здесь, на Бородинской улице, находился дом родителей его жены, С.М. Рафалович, здесь же росла его дочь Уна. Бродя по окрестным лесам и полям, Малевич обдумывал свои творческие планы. Особенно ему нравились перелески и поля, раскинувшиеся между Немчиновкой и Нижним Ромашковом. Эти редкие по красоте места, хорошо просматриваемые с «Вершинки» (возвышение близ Военного городка), сохранялись примерно до конца 1960-х годов. Именно здесь художник завещал себя похоронить, что и было исполнено его близкими в 1935 году.
        Могила располагалась просто на поляне, под огромным дубом, который Малевич когда-то любил навещать. Большинство местных жителей даже не подозревало, что здесь покоится прах великого художника, а для ромашковской детворы поляна у дуба служила местом игр и выпаса коз. Во время войны в непосредственной близости от захоронения размещалась зенитная батарея, а на дубе был устроен наблюдательный пункт. Могила постепенно приходила в запустение, и в послевоенные годы, по воспоминаниям жителей Ромашкова, там стоял только дуб-великан, на котором порой появлялся венок. Окончательно место погребения Малевича было уничтожено при расширении пахотных земель, проводимом НИИ сельского хозяйства в 1960-х годах1, когда все рощи и перелески между Нижним Ромашковом и Немчиновкой были вырублены и образованы обширные поля, которые и можно сейчас наблюдать с «Вершинки». Памятный знак, указывающий, что в этих местах был похоронен художник Малевич2, в настоящее время сиротливо стоит на задворках строящегося коттеджного поселка, символизируя собой забвение, в котором пребывает ныне вся русская культура.
        Еще один свидетель былого величия Немчиновки - красивый вокзал, который кажется слишком большим для платформы, где теперь останавливается далеко не каждая злектричка. Он был построен в 1912 году к знаменательному событию – проезду Государя императора с Александровского (Белорусского) вокзала на Бородинское поле, где торжественно отмечалось 100-летие великой битвы. Тогда же были построены новые вокзалы в Голицыне и Кубинке. В объемистом здании немчиновского вокзала когда-то размещался зал ожидания, туалет, буфет для публики, а в настоящее время оно наглухо закрыто и никак не используется. Можно подумать, что современные дачники в этих элементарных удобствах уже не нуждаются.
        В нынешней Немчиновке трудно отыскать даже следы прежних дач, настолько искажен их первоначальный облик позднейшими перестройками и достройками. Теперь, прежде всего, бросаются в глаза каменные громады коттеджей «новых русских», которые скупают земли вокруг и в самой Немчиновке, стремительно возводя многоэтажные дворцы за неприступными оградами. Застраивается даже долина речки Чаченки, служившая естественной зоной отдыха для нескольких поколений немчиновцев. Когда-то, в 1950-е - 60-е годы, участковый милиционер следил, чтобы никто не полоскал белье в речке, штрафовал нарушителей: Чаченка впадает в Москва-реку недалеко от Рублевской водопроводной станции, и за чистотой ее воды велся контроль. Современные же богачи ставят дома в непосредственной близости от воды, включая речку в свой участок. Хищническое приобретение земель в водоохранной зоне стало обыденным явлением в наше время.
        Впрочем, в результате бессовестной распродажи территорий под элитные поселки меняется облик всего Подмосковья: леса и поля, ранее свободные для всех, огораживаются высоченными заборами, превращаясь в зоны для избранных. Все это совершается быстро, как по злому волшебству. Мнение простых людей цинично игнорируется – сила на стороне временщиков, спешащих реализовать свои капиталы в период, когда в стране закон явно уступает власти денег.
        Поневоле сравнивая немчиновское образованное общество дореволюционной поры и нынешних жителей, впадаешь в невеселое раздумье. Какой регресс! Вместо говорящих по-французски дачников на вечерних улицах Немчиновки теперь можно встретить только группы нетрезвой молодежи, не знающей, куда себя деть, да проносящиеся джипы «новых дачников», стремящихся скрыться за крепкими воротами своих особняков-коттеджей. Эта картина дополняется обилием помоек – они на каждом просеке, на каждом шагу. Доминируют примитив и приземленность мысли: одни думают, как выжить, другие, – как побольше приобрести.
        Сколько же еще дуть ветру перемен, чтобы в России засилье антикультуры сменилось, наконец, возрождением нравственности и духовной жизни?


        1 По другим данным, дуб был уничтожен еще во время войны, а оставшиеся от него корни были окончательно перепаханы в послевоенные годы.

Назад

        2 Установлен 30 июля 1988 г. (достаточно произвольно).

Назад