Малевич и власть
(30-е годы)

А.Матвеев


        Казимир Северинович Малевич, этнический поляк, родился под Киевом, несколько лет жил и работал в Витебске, где он был окружен преданными учениками, создавшими общество «Утвердители нового искусства (УНОВИС)». И, конечно, основные города его жизни и творчества – российские: Курск, Москва и Ленинград, в котором он после тяжкой болезни умер. Похоронили его в Немчиновке на поле под одиноким дубом.

        Энергичный, смелый по натуре, он тяжело переживал уничтожение советской властью священничества, крестьянства, интеллигенции, что гениально выразил в своих работах. Это лица без глаз, дома без окон, бегущий старик с крестом.






        О новом строе Малевич написал в начале 30-х годов: «Коммунизм есть сплошная вражда и разрушение покоя, ибо стремится подчинить себе всякую мысль и уничтожить ее. Еще ни одно рабство не знало такого рабства, которое несет коммунизм, ибо жизнь каждого зависит от старейшины его».

        Самым страшным и трагичным, по нашему мнению, был его рисунок 1930 года «Материнство».



        К 30-м годам за спиной у него уже были тюрьма, обвинения в шпионаже и начало развития страшной болезни, преждевременно сведшей его через несколько лет в могилу. Власть сделала все для того, чтобы конец его жизни прошел в безденежье, голоде, страшной тревоге за себя и семью. Последние его слова перед смертью, обращенные к родным, были: «Пропадете вы без меня».



        Смерть не положила конец преследованиям Малевича. На долгие десятилетия его искусство и даже имя находились под строжайшим запретом. Но власть не брезговала при случае приторговывать его работами.

        Работы гениального художника не потеряли актуальности и сегодня. Можно представить, как бы Малевич, объединявший своей мощной личностью несколько славянских народов, переживал по поводу возникшей розни и даже вражды между братскими по крови народами, гражданской войны на любимой им Украине, где убивают женщин и детей.