Компьютерные возможности –
в помощь музеям
(концепция музеев будущего)

А.Яновский


        Все музеи делятся на посещаемые и малопосещаемые. К первым относятся те, где выставлены произведения искусства – там есть, что посмотреть. В Москве это Третьяковка, Музей Изобразительных искусств, Бородинская панорама. К малопосещаемым относятся многочисленные музеи-квартиры, где предлагается посмотреть только на старинную мебель, фотографии и предметы, принадлежащие знаменитостям. Взять, к примеру, музей Л. Толстого на Остоженке или музей Ф. Достоевского у бывшей Мариинской больницы: кроме редких групп школьников, явившихся по принуждению всем классом под руководством преподавателя, там почти никого не бывает. Не пользуется популярностью публики и многочисленная категория краеведческих музеев. Одинцовский краеведческий музей расположен на бойком месте – рядом железнодорожная и автобусная станции, громадный торговый комплекс, рынок. Народу полно, но в стенах музея царит полная тишина – там не бывает посетителей. Как оживить работу малопосещаемых музеев, как привлечь к ним интерес?

        Для этого надо показать людям нечто большее, чем только стены, где обитал великий человек. Вот если бы в одной из комнат такого музея экскурсанты встретили бы самого бывшего владельца, скажем, того же Льва Николаевича Толстого или Федора Михайловича Достоевского, то это вывело бы их из состояния апатии и произвело бы глубокое впечатление. Моделирование такого видения-образа с помощью современных компьютерных и лазерных технологий стало вполне возможным. Подобная практика уже давно и успешно применяется в заграничном кинематографе, когда киноартист должен оказаться в экзотических и опасных условиях. Фильмы с участием динозавров также выполнены с использованием компьютерной графики.

        В музеях же компьютерный образ в формате 3D, разработанный историками в содружестве со специалистами-компьютерщиками, мог бы, представ перед посетителями, кратко изложить свои взгляды на жизнь, искусство, рассказать что-то содержательное и интересное. При желании, его появление можно было бы обыграть в духе спиритического сеанса. Вспомним, что в начале прошлого века спиритизм имел массу поклонников. Спиритические сеансы приобрели тогда форму повального увлечения – люди всегда тянутся к удивительному и непонятному. Даже такой, казалось бы, трезвый человек, как генерал Брусилов, был заядлым поклонником спиритизма.

        Если с помощью компьютерных возможностей «заселить» музеи-усадьбы призраками их бывших обитателей, то это поднимет музейную практику на новый уровень и привлечет посетителей. Конечно, этот процесс должен проходить под контролем ученых-историков: очень важно, чтобы монолог, произносимый призраком-образом, действительно отражал сущность изображаемого человека, тут не должно быть места пошлости. Компьютерный спиритический сеанс должен служить культуре, а не дешевому желанию привлечь публику любой ценой.