Академик Д.С.Лихачев о К.С.Малевиче

В.В.Цоффка,
историк-краевед

        «Слава, честь и поклонение самой бескорыстной женщине в мире – Наталье Андреевне Малевич, – вдове и наследнице основной части картин Казимира Севериновича, безвозмездно передавшей все картины Советскому государству и живущей сейчас на крошечную пенсию корректора. Да будет стыдно всем нам!

Председатель Советского фонда культуры академик Д.Лихачев

6.XII.88»

        «Картины Малевича – радость каждому, кто хоть каплю понимает в искусстве, хоть каплю чувствует цвет и композицию.

Д.Л.»

        «Да будет стыдно тем, кто пишет грязью и грязью пачкает Славу Малевича.

Д.Л.»

        Эти три записи, сделанные в «Книге отзывов» на выставке К.С.Малевича в «Русском музее» (С.-Петербург) с 10 ноября по 18 декабря 1988 года, были мною тщательно переписаны в то время и ныне впервые публикуются.

        … В 1981 году акад. Д.С.Лихачев написал необычную для филолога книгу «Поэзия садов», которая была раскритикована специалистами в журнале «Природа». Книга была признана дилетантской!

        Будучи тогда членом Клуба цветоводов Москвы по секции ирисов, я, прочитав эту работу, написал письмо академику на Институт русской литературы, в котором указал на ошибки Дмитрия Сергеевича в области ботаники и биологии. Я не ожидал получить ответ, но он, однако, пришел. Дмитрий Сергеевич просил у меня разрешения поместить мое письмо в качестве примечания во втором издании «Поэзии садов».

        … Так началась моя переписка с акад. Лихачевым и закончилась лишь с его кончиной в 1999 году (около 50 писем, открыток, телеграмм, а также книги с его автографами).

        В одном из первых писем он писал: « Пользуюсь случаем спросить Вас, не знаете ли – где могила Казимира Севериновича Малевича? Он завещал похоронить себя в любимой им Немчиновке под дубом, но колхоз распахал поле, срубив дуб, и сравнял могилу с землей. Я не только ценю этого всемирно известного художника, но давно знаком с его вдовой, живущей на грошовую пенсию в Ленинграде (она была корректором в Л.о. издательства «Наука» (письмо от 20 августа 1984 г.).

        В последующих письмах Дмитрий Сергеевич развивал свои мысли о Малевиче. Он утверждал, что «Малевич = Пикассо. Но у нас мракобесы считают его чуть ли не обманщиком …».

        … Когда памятник Малевичу был готов, мы пригласили Дмитрия Сергеевича приехать на открытие. Он не смог этого сделать, но прислал на бланке Института, в котором он работал, благодарственное письмо: «Примите самые горячие поздравления, а также передайте мою глубокую признательность автору памятника В.Е.Андриенкову и всем участникам этого благородного дела. Письмо первому секретарю горкома КПСС г. Одинцово Сергею Федоровичу Жидких отправляю одновременно с этим письмом» (письмо от 16.08.1988 г.).

        … Поистине, 1988 год стал «годом Малевича»: вечер памяти в Немчиновском Доме культуры, открытие мемориальной доски на доме, где жил художник в последние годы, и, наконец, установка Памятного знака. Торжественный акт открытия памятника превратился в настоящий праздник, собравший не только местных жителей, но и многочисленных гостей, в том числе и из-за рубежа. Торжества наглядно показали, что творчество Малевича выходит далеко за пределы русской художественной культуры и приобретает общемировой характер.

        Немчиновка, 16 февраля 2008 г.