Кандинский и Малевич … игры разума с хаосом

А.Матвеев


        Живопись в своем развитии в конце 19-го – начале 20-го века усложнялась и после импрессионизма с его игрой оттенков и кубизма пришла к беспредметной живописи – абстракционизму Кандинского и супрематизму Малевича, для создания и понимания которых требуется серьезная работа интеллекта. В их работах явно видно обращение к художественному изображению космического хаоса.

        Кандинский избрал модели, в которых гармонизировал космический хаос с помощью сочетаний красочных фрагментов – пятен, полос и т.д., еще не совсем оторванных от земли, но делал это больше интуитивно.

В.Кандинский. Наплыв импровизации

В.Кандинский. Наплыв импровизации


        Малевич же создавал свои модели с применением математических расчетов, основанных на научных данных того времени о космосе и невесомости. Он преобразовал красочный космический хаос Кандинского, собрав однотонные красочные массы в виде форм, основными из которых были квадрат, крест и круг, и «запустил» их по заранее рассчитаным траекториям в открытый космос.

К.Малевич. Супрематизм

К.Малевич. Супрематизм

К.Малевич. Супрема №58

К.Малевич. Супрема №58


        В 1915 году Малевич предпринял весьма удачную попытку изобразить модель космического хаоса, написав свой знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне.

К.Малевич. Чёрный квадрат (1915 г.)

К.Малевич. Чёрный квадрат
(1915 г.)


        Понимая, что космос враждебен человеку как биологическому объекту, Малевич с командой своих ближайших учеников: Суетиным, Чашником, – создает модели домов-спутников земли и рисунки космических кораблей.

        Увлеченный красотой созданного его воображением супрематического мира, Малевич предлагал обустроить и на земле жизнь по законам супрематизма.

        И Кандинского, и Малевича очень интересовали проблемы творчества – появление нового, ранее не известного в науке и искусстве, по образному выражению Малевича, «в пространстве черепа», т.е. в единственном на то время компьютере – человеческом мозге.

        Казимир Малевич умирает 15 мая 1935 г., а 22 сентября того же года родился Яков Синай, выдающийся математик нашего времени, теоретически решивший некоторые задачи, связанные с исследованием хаоса, и получивший в 2014 году премию Абеля за эти исследования. Он доказал, что при некоторых условиях в пространстве хаотично движущихся частиц могут образовываться подпространства сгущения, которые он назвал аттракторами.

        В 70-х годах Бенуа Мандельброт показал, что в пространстве хаоса существуют дробные самоподобные подпространства, которые он назвал фракталами.

        С помощью современных компьютеров были получены очень красивые изображения аттракторов и особенно фракталов, и сегодня мы можем погрузиться в чрезвычайно интересный и красивый мир искусства, созданного на научной основе.


        Согласно многочисленным легендам, в создании из первичного хаоса Солнечной системы, Земли и биологической жизни на ней участвовали некие могущественные разумные существа.

        Сегодня мы переживаем период лавинообразного накопления научных данных о создании звезд и планетарных систем благодаря силе тяготения, полученных с помощью приборов, выведенных в космос, таких, как телескоп «Хаббл», и систем радиотелескопов, расположенных на поверхности земли, в т.ч. «ИЛМА», работающая в миллиметровом диапазоне. На ней, в частности, была получена информация о наличии в межзвездном пространстве молекул глюкозы и других органических соединений (строительных кирпичей органической жизни). С другой стороны, ведутся интенсивные исследования человеческого организма в процессе его функционирования, особенно работы человеческого мозга.

        В 1980 году Юрием Маниным была предложена идея о квантовых вычислениях, и во всем мире началась чрезвычайно интенсивная разработка квантовых компьютеров, с помощью которых в обозримом будущем может быть обработан практически любой массив информации, и будет создан искусственный интеллект, намного превосходящий человеческий. И тогда, возможно, еще при жизни сегодняшнего молодого поколения будут решены задачи как происхождения первичного хаоса, так и создания упорядоченного материального мира.

        И не нужно забывать, что первыми более 100 лет тому назад пытались создавать гармонизированные и упорядоченные модели хаоса доступными им средствами гениальные художники и мыслители Василий Кандинский и Казимир Малевич, в живописных работах которых мы можем найти изображения и аттракторов, и фракталов. А это позволяет нам утверждать, что они стояли у истоков научного искусства в области космического хаоса, причем в том редком случае, когда художники опередили ученых.

        А сегодня уже можно смело утверждать, что появился новый художник - современный компьютер. Хочется надеяться, что он не убьет живопись, так же, как совсем недавно не убил шахматное искусство, а поднял его на новую высоту.