Три дня в феврале: события, впечатления и мысли, навеянные ими

А.Матвеев


        23 февраля 2013 г., в день рождения Малевича, я поехал в этом году, как и в прошлом, один в Немчиновку через Ромашково, где посетил церковь Николая Чудотворца, приобрел там свечу, но поставить ее не смог, т.к. в это время там проходило крещение младенца, и я решил закончить мое путешествие по памятным местам Малевича в Немчиновке - посетить еще в ней и новую церковь, где должна быть служба, и в память о Казимире Малевиче поставить там свечу.

        Затем я побывал в тот день на месте найденного нами места захоронения, на месте у памятного знака в пос. Малевича, до сих пор формально считающегося таковым, и в Немчиновском Доме культуры, где в силу своих возможностей и способностей руководство ДК тоже отмечало этот день.







        26 февраля в ГЦСИ проходили традиционные чтения, посвященные творчеству Казимира Малевича. Я рассказал о моем посещении Немчиновки и о том, как обстоят дела с обустройством найденного реального места захоронения, стараясь не драматизировать ситуацию, но ведущий вечер Виталий Пацюков эмоционально прокомментировал мой рассказ, назвав ситуацию просто трагической.

        Затем выступил бывший директор Стедейлик музея, рассказавший о, в общем-то, известных фактах, относящихся к посещению Польши и Германии Малевичем, и о судьбе оставленной им коллекции работ при отъезде Казимира Севериновича из Германии, который, по его словам, был обусловлен окончанием визы. Закончил он свое сообщение тем, что благодаря Стедейлик музею коллекция стала публично доступной, не в пример работам, отсуженным у него наследниками, и его слова были выслушаны с вниманием и награждены аплодисментами.

        Затем выступил Александр Панкин, рассказавший об исследованиях живописного наследия Малевича, проведенных им за последние годы, причем начал он свое выступление с определения обстановки в Немчиновке как ужасной и заявления, что никогда более он не поедет в Немчиновку.

        Эмоциональное, большое выступление Виталия Пацюкова по поводу исследований творчества Малевича показало его огромную эрудированность и большую заинтересованность в результатах этих исследований. Особенно много слов было сказано об исследовании «Черного квадрата», и мне пришлось буквально прорываться еще раз к микрофону, чтобы высказать три соображения по поводу этих двух выступлений.

        Во-первых, я напомнил о директоре Русского музея в 60-е годы Василии Пушкареве, сумевшем и отстоять в одиночку коллекцию работ Малевича от представителей власти, что в то время было почти невозможно, и отбиться без больших потерь и грамотно от претензий наследников Малевича. Затем я сказал, что не мы смотрим на черный квадрат, а через него на нас смотрит космос. И, наконец, напомнил о завещании Малевича похоронить его в Немчиновке да поставить рядом архитектон. А обращался он ко всем, «кто меня знает, ко всем художникам мира», а это значит, что и «к Вам, господа, сидящие сегодня в этом зале». И я получил свою долю аплодисментов.

        Далее были уже приватные обсуждения и разговоры до позднего вечера. Вечер прошел эмоционально и заинтересованно, надеюсь, с пользой для дела, для выполнения той последней просьбы Малевича, с которой он, на этот раз через меня, обратился к людям, неравнодушным к его личности и творчеству. По крайней мере, при обсуждении было решено написать коллективное письмо руководству страны с просьбой о помощи в решении судьбы места захоронения.

        На следующее утро позвонил Александр Панкин и вначале сказал, что он неправ в отношении Немчиновки, а потом напомнил, что у него есть рисунок, основой которого послужил анализ имен и фамилий Циолковского, Малевича и Гагарина, и в нем показана удивительная взаимосвязь имен этих людей.

        Разговор этот привел к мысли, что Россия дала миру трех первых космонавтов, а не одного Гагарина.

        Циолковский первый среди ученых силой мысли понял и сумел показать с помощью формул и чертежей, как можно попасть в космическое пространство.

        Малевич силой, в первую очередь, художественного воображения, написав «Черный квадрат» и создав живописный супрематизм, среда обитания которого – открытый космос, еще показал, как и кто в нем может выжить, создавая проекты космических домов-планид (и само слово «спутник» введено в научный обиход именно им), И для этого самостоятельно освоил высшую математику, изучал проблемы невесомости и генетики.

        Гагарин, скрючившись в скорлупке первого космического корабля, созданного и выведенного в космос сверхусилиями огромной страны, СССР, сегодня уже не существующей, дважды облетел Землю и благополучно вернулся в наш человеческий мир, своими глазами увидев красоту опасного и сурового космоса и то, как замечательно красива наша Земля.

        Эти гиганты, по известному меткому выражению, стоя твердо на Земле, головой сумели коснуться звезд, и Россия может гордиться тем, что дала миру эти великие имена.

        Александр Панкин в конце разговора сказал, что хочет вернуться к теме исследования взаимосвязи этих имен и сделать основательную работу, соответствующую их величине.

        Если говорить о супрематизме Малевича и его учеников-друзей современным языком, принятым при создании компьютерных игр, живописное имеет 3 уровня:

        - первый уровень – земной (пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.);

        - второй уровень – небесный (это живописные шедевры, подпертые легендой о небесной жизни, сюда же можно отнести и иконопись); наиболее оформлен он в работах Марка Шагала с его летящими над Витебском влюбленными, ведь только они и дети могут летать без крыльев;


М.Шагал. Влюбленные над городом


        - третий уровень – с создания «Черного квадрата» был открыт «портал в космос», откуда на Землю пришли супрематические работы Малевича и его учеников; работу наиболее последовательного из них Ильи Чашника мы приводим ниже.


И.Чашник. Супрематизм


        Сознавая, что космос – удел молодых и здоровых, Малевич с возрастом вернулся из космоса на родную землю, терзаемую в это время тиранией. В 30-е годы уже было практически уничтожено духовенство, крестьянство, застрелился гениальный поэт Владимир Маяковский, с которым Малевич жил и работал на даче в Кунцево. И Малевич, как смог, выразил свой протест и свою любовь к близким, создавая изображения людей без лиц, домов без окон и фигуры убегающих от беды людей. И смог он это сделать по-своему, необычно и значительно, так как был и остается Великим Художником.


К.Малевич. Две мужские фигуры

К.Малевич. Пейзаж с пятью домами


        Малевич просил своих учеников и друзей сделать ему гроб в виде креста, в котором он лежал бы, раскинув руки, то ли распятый, то ли летящий в вечность. Но впереди были годы забвения в России и его имени, и его искусства, его филисофии, его мечты устроить жизнь на земле по законам беспредметного искусства. И только сегодня, хоть и в виртуальном пространстве, такой мир можно выстроить, и пришло время выполнять его завещание.


Макет музейно-мемориального комплекса К.Малевича


        В заключение, так как чтения были посвящены «прибавочному элементу» в творчестве Малевича, рискну высказать еще одно суждение.

        Виталий Пацюков в своем ярком выступлении анализировал вершины живописного искусства от импрессионизма и кубизма до супрематизма с его четкой линией и сюрреализма с его текучей линией.

        Коснемся еще раз двух великих имен: Шагала, который силой любви сумел поднять своих персонажей до неба, но не отрываясь далеко от земли, и этим «прибавочным элементом» обессмертил свое имя, и Малевича, который силой логики, научных расчетов и картин-чертежей с помощью своего великого дара художника поднял искусство живописи до космических высот, сделав качественный скачок, и в его творчестве «прибавочный элемент» достигает космических масштабов, делая его великим, принесшим новые знания людям, ставя его вровень с Циолковским и Гагариным. И это еще предстоит оценить до конца будущим поколениям художников и ученых.

        С помощью анализа человек сегодня проник в глубины космоса и микромира, но богоподобным он станет, только когда овладеет неиссякаемым источником энергии – управляемым термоядом.

        Впрочем, это уже новая будущая тема, ведь впереди - столетие «Победы над Солнцем»!